колев
11.07.2005, 13:56
Это фестский диск. Помните?
Не помните? Пять тысяч лет тому назад текст на этом диске был отпечатан способом высокой печати. Прошло еще примерно четыре с половиной тысячи лет и родился Гуттенберг. Припоминаете? Сколько-то там строчная Библия… И еще что-то…
Тексты Гуттенберга мы еще можем прочитать, текст фестского диска – уже нет.
Мы быстро забываем …. Мы живем сегодняшним днем, но всегда хотим знать, что будет завтра. Знать нам не дано, и мы пытаемся, анализируя прошлое, предугадать будущее для того, чтобы управлять бизнесом.
Итак…
Пережив на рубеже 90-х катастрофу, сравнимую по масштабам с гибелью Атлантиды, и, приняв правила игры компьютерной революции, полиграфическая отрасль начала развитие в новых условиях. Пик возникновения новых частных типографий пришелся на 1991—1997 годы. Количество типографий в стране удвоилось и достигло шести тысяч. С одной стороны, это было связано с резким увеличением спроса на малотиражную продукцию. С другой стороны, в условиях сравнительно маленького российского полиграфического рынка удвоение количества типографий привело к резкому падению оборота, приходящегося в среднем на одно предприятие.
Сегодня этот показатель равен примерно 700—800 тысячам долларов в год. Это катастрофически мало. Для сравнения: в Европе средний оборот одного полиграфического предприятия составляет 4 миллиона долларов. Не без оснований принято считать, что предприятие с оборотом около 1 миллиона долларов в год находится в зоне риска.
Самое важное заключается в том, что в России этот показатель не растет. И не растет он прежде всего по одной причине: развития полиграфического рынка, в целом, не происходит. Я понимаю, что мне начнут возражать. Не надо. Происходящее в полиграфии является не развитием, а судорогами и некоторыми структурными изменениями.
Если посмотреть на поле боя с высоты птичьего полета, то мы увидим, что, пережив катастрофу рубежа 90-х и не сумев достичь доперестроечного уровня, полиграфия вместе со всей страной вступила в кризис августа 1998 года. Мы уже начали забывать, что объем полиграфического производства в 1998 году упал в два с половиной раза. Это даже не гибель Помпеи, это сравнимо с разрушением римской цивилизации вандалами. Полиграфическая отрасль не восстановилась до сих пор. Экономисты подсчитали, что, если общие темпы экономического прироста в России будут составлять 5% в год, что, на мой взгляд, является утопией, полиграфия достигнет уровня 1997 года в 2010 году. То есть еще через пять лет уверенного и беспроблемного роста. У вас есть сомнения? У меня есть.
Тем не менее, поскольку мы все же остались живы, пора спуститься с высоты птичьего полета на землю, подсчитать потери и определить, что у нас осталось.
Прежде всего, следует отметить, что в результате кризиса общее количество типографий в стране сократилось столь незначительно, что это сокращение даже не поддается статистическому учету. «Дас ист фантастишь», -- сказал бы президент фирмы «Heidelberg». И действительно, в ходе нынешнего европейского экономического кризиса (нашему – не чета) по официальным прогнозам немецких экономистов разорилось и разорится около 20—25% немецких типографий. Можно было бы порассуждать на тему о том, что русскому благо и что немцу смерть, но в этом нет никакой необходимости, поскольку не вполне рыночная специфика российского рынка и так нам всем известна и понятна.
Важно другое: при сохранении общего количества типографий и падении ценового объема рынка в 2,5 раза произошло резкое уменьшение доходов типографий, усиление конкуренции, началось обвальное падение цен. Это привело к понижению рентабельности до неприемлемого уровня. Возьмусь утверждать, что рентабельность российской полиграфии в настоящий момент столь низка, что приобретение новой, современной печатной техники является в целом экономически неоправданным.
Грубо говоря, осталось слишком много типографий на оставшийся кусок российского полиграфического рынка. Кусок, нужно сказать, совсем небольшой. Ценовой объем российского рынка полиграфических услуг равен ценовому объему полиграфического рынка Норвегии с населением 4,4 миллиона человек. Это мало. Очень мало.
Если мы посмотрим, сколько полиграфической продукции в сопоставимых ценах потребляет россиянин и житель развитых стран в течение года, разрыв станет еще нагляднее. Так, житель Японии потребляет в год полиграфической продукции на сумму 479 долларов. Жители США и Канады – на сумму 324 доллара. Жители стран Евросоюза – на 260 долларов. Жители Австралии и Океании – на 190 долларов.
В России показатель душевого потребления печатной продукции до кризиса 1998 года составлял 24 доллара, сразу после кризиса – 10 долларов. На сегодняшний день цифра точно не определена, но, по самым оптимистичным подсчетам, не может превышать 18 долларов США.
То есть, вы понимаете, что для того, чтобы догнать Австралию и Океанию по среднедушевому потреблению печатной продукции, Россия должна увеличить производство печатной продукции в четыре раза. Столь отдаленные по времени прогнозы не могут делать не только экономисты, но и фантасты.
Теперь внимание: Вы увеличивали производительные мощности своей типографии в течение нескольких последних лет? Ах, вы купили печатную машину помощнее? Думаете, Вы ответили на растущие потребности рынка? Ерунда! Вы просто хотите больше денег. Очевидно, что рост полиграфических мощностей существенно обгоняет рост рынка. Увеличиваются простои печатных машин, причиной которых является отсутствие заказов. Конкуренция растет. По моим прикидкам на сегодняшний день в Москве и области не менее 20-25% полиграфических мощностей являются лишними.
Продолжение следует
Не помните? Пять тысяч лет тому назад текст на этом диске был отпечатан способом высокой печати. Прошло еще примерно четыре с половиной тысячи лет и родился Гуттенберг. Припоминаете? Сколько-то там строчная Библия… И еще что-то…
Тексты Гуттенберга мы еще можем прочитать, текст фестского диска – уже нет.
Мы быстро забываем …. Мы живем сегодняшним днем, но всегда хотим знать, что будет завтра. Знать нам не дано, и мы пытаемся, анализируя прошлое, предугадать будущее для того, чтобы управлять бизнесом.
Итак…
Пережив на рубеже 90-х катастрофу, сравнимую по масштабам с гибелью Атлантиды, и, приняв правила игры компьютерной революции, полиграфическая отрасль начала развитие в новых условиях. Пик возникновения новых частных типографий пришелся на 1991—1997 годы. Количество типографий в стране удвоилось и достигло шести тысяч. С одной стороны, это было связано с резким увеличением спроса на малотиражную продукцию. С другой стороны, в условиях сравнительно маленького российского полиграфического рынка удвоение количества типографий привело к резкому падению оборота, приходящегося в среднем на одно предприятие.
Сегодня этот показатель равен примерно 700—800 тысячам долларов в год. Это катастрофически мало. Для сравнения: в Европе средний оборот одного полиграфического предприятия составляет 4 миллиона долларов. Не без оснований принято считать, что предприятие с оборотом около 1 миллиона долларов в год находится в зоне риска.
Самое важное заключается в том, что в России этот показатель не растет. И не растет он прежде всего по одной причине: развития полиграфического рынка, в целом, не происходит. Я понимаю, что мне начнут возражать. Не надо. Происходящее в полиграфии является не развитием, а судорогами и некоторыми структурными изменениями.
Если посмотреть на поле боя с высоты птичьего полета, то мы увидим, что, пережив катастрофу рубежа 90-х и не сумев достичь доперестроечного уровня, полиграфия вместе со всей страной вступила в кризис августа 1998 года. Мы уже начали забывать, что объем полиграфического производства в 1998 году упал в два с половиной раза. Это даже не гибель Помпеи, это сравнимо с разрушением римской цивилизации вандалами. Полиграфическая отрасль не восстановилась до сих пор. Экономисты подсчитали, что, если общие темпы экономического прироста в России будут составлять 5% в год, что, на мой взгляд, является утопией, полиграфия достигнет уровня 1997 года в 2010 году. То есть еще через пять лет уверенного и беспроблемного роста. У вас есть сомнения? У меня есть.
Тем не менее, поскольку мы все же остались живы, пора спуститься с высоты птичьего полета на землю, подсчитать потери и определить, что у нас осталось.
Прежде всего, следует отметить, что в результате кризиса общее количество типографий в стране сократилось столь незначительно, что это сокращение даже не поддается статистическому учету. «Дас ист фантастишь», -- сказал бы президент фирмы «Heidelberg». И действительно, в ходе нынешнего европейского экономического кризиса (нашему – не чета) по официальным прогнозам немецких экономистов разорилось и разорится около 20—25% немецких типографий. Можно было бы порассуждать на тему о том, что русскому благо и что немцу смерть, но в этом нет никакой необходимости, поскольку не вполне рыночная специфика российского рынка и так нам всем известна и понятна.
Важно другое: при сохранении общего количества типографий и падении ценового объема рынка в 2,5 раза произошло резкое уменьшение доходов типографий, усиление конкуренции, началось обвальное падение цен. Это привело к понижению рентабельности до неприемлемого уровня. Возьмусь утверждать, что рентабельность российской полиграфии в настоящий момент столь низка, что приобретение новой, современной печатной техники является в целом экономически неоправданным.
Грубо говоря, осталось слишком много типографий на оставшийся кусок российского полиграфического рынка. Кусок, нужно сказать, совсем небольшой. Ценовой объем российского рынка полиграфических услуг равен ценовому объему полиграфического рынка Норвегии с населением 4,4 миллиона человек. Это мало. Очень мало.
Если мы посмотрим, сколько полиграфической продукции в сопоставимых ценах потребляет россиянин и житель развитых стран в течение года, разрыв станет еще нагляднее. Так, житель Японии потребляет в год полиграфической продукции на сумму 479 долларов. Жители США и Канады – на сумму 324 доллара. Жители стран Евросоюза – на 260 долларов. Жители Австралии и Океании – на 190 долларов.
В России показатель душевого потребления печатной продукции до кризиса 1998 года составлял 24 доллара, сразу после кризиса – 10 долларов. На сегодняшний день цифра точно не определена, но, по самым оптимистичным подсчетам, не может превышать 18 долларов США.
То есть, вы понимаете, что для того, чтобы догнать Австралию и Океанию по среднедушевому потреблению печатной продукции, Россия должна увеличить производство печатной продукции в четыре раза. Столь отдаленные по времени прогнозы не могут делать не только экономисты, но и фантасты.
Теперь внимание: Вы увеличивали производительные мощности своей типографии в течение нескольких последних лет? Ах, вы купили печатную машину помощнее? Думаете, Вы ответили на растущие потребности рынка? Ерунда! Вы просто хотите больше денег. Очевидно, что рост полиграфических мощностей существенно обгоняет рост рынка. Увеличиваются простои печатных машин, причиной которых является отсутствие заказов. Конкуренция растет. По моим прикидкам на сегодняшний день в Москве и области не менее 20-25% полиграфических мощностей являются лишними.
Продолжение следует